ЧАСТНАЯ ТЕМА:       ДесятинА  

 

В Новом Завете совсем мало ссылок на десятину. Я не верю, что Новый Завет учит десятине, потому что весь окружающий контекст направлен против «мелочных придирок» иудейского законничества и против самоправедности (т.е., Мф.23:13-36). Я считаю, что руководящие новозаветные принципы по поводу регулярных пожертвований (если таковые имеют место) находятся во 2-м Послании к Коринфянам, главах 8 и 9 (касающихся единовременного пожертвования языческих церквей нуждающимся в материнской церкви в Иерусалиме), и которые выходят далеко за рамки десятины! Если иудей, обладая только соответствующей информацией из Ветхого Завета, следовал повелению давать от десяти до тридцати процентов (в Ветхом Завете говорится о двух, возможно, трех обязательных десятинах; см. частную тему «Десятины в Моисеевом Законе») своего дохода, то христиане должны давать гораздо больше, и поэтому даже не тратьте время на обсуждение десятины!

Новозаветные верующие должны быть очень осторожными, чтобы не превратить христианство в ориентированный на исполнение свод законов (христианский Талмуд). Желание быть угодными Богу заставляет их пытаться найти руководство по каждой сфере жизни. Однако, с богословской точки зрения, это опасно – снова вытаскивать ветхозаветные правила, которые не подтверждены в Новом Завете (ср. Деян.15), и делать из них вероучительные критерии, особенно когда они напрямую увязываются (современными проповедниками) с причинами бедствий или обещаниями процветания (ср. Мал.3).

Вот хорошая цитата из книги Фрэнка Стэгга «Богословие Нового Завета» [Frank Stagg, New Testament Theology], стр. 292-293:

«Новый Завет ни разу не включает десятину в благодать даяния. Десятины упоминаются лишь трижды во всём Новом Завете:

1.   в заслуженном упреке фарисеям за пренебрежение с их стороны справедливостью, милосердием и верой, тогда как они с особой щепетильностью заботились об уплате десятины даже с садово-огородной продукции (Мф.23:23, Лк.11:42)

2.   в молитве напоказ гордого фарисея, который молился самому себе, хвастаясь, что он постится два раза в неделю, и прилежно дает десятину со всего своего имущества (Лк.18:12)

3.   в аргументации в пользу превосходства Мелхиседека, и, следовательно, Иисуса Христа, над Левием (Евр.7:6-9).

Вполне понятно, что Иисус одобрял десятину как часть храмовой системы, точно так же, как в принципе и на практике Он поддерживал общий порядок служений, установленных в храме и в синагогах. Но нет никаких признаков того, чтобы Он навязывал какую-либо часть храмового культа Своим последователям. Десятины представляли собой, главным образом, продукты, которые сначала частично использовались для трапезы в святилище теми, кто их приносил, а затем остальное употребляли в пищу священники. Десятина, так как изложено в Ветхом Завете, могла быть исполнена только в религиозной системе, построенной вокруг системы жертвоприношений животных.

Многие христиане находят десятину вполне справедливым и осуществимым принципом/правилом в отношении даяния. Поскольку она не может быть принудительной или узаконенной системой, она вполне может оказаться неким счастливым принципом. Однако, никто не может утверждать на законных основаниях, что Новый Завет учит десятине. Она признана подлежащей соблюдению иудеями (Мф.23:23; Лк.11:42), но она не навязывается христианам. В сущности, десятину в её ветхозаветном смысле невозможно исполнить ни иудеям, ни христианам. Десятина сегодня только слабо напоминает древнюю обрядовую практику, принадлежавшую иудейской системе жертвоприношений».

Фрэнк Стэгг подводит итог:

«Хотя многое можно сказать по поводу добровольного принятия десятины в качестве стандарта для даяния без строгого вменения ее другим в качестве обязательного христианского требования, очевидно и то, что принявшие такую ​​практику не являются продолжателями исполнения предписаний Ветхого Завета. В лучшем случае делается что-то лишь отдаленно похожее на практику десятины Ветхого Завета, которая была узаконенным налогом на содержание храма и священнической системы, т.е. той социальной и религиозной системы, которая больше не существует. Десятины в иудаизме были обязательным налогом вплоть до разрушения храма в 70 г. по Р.Х., но они никоим образом не являются обязательными для христиан.

Сказано всё это не для того, чтобы дискредитировать десятину, а чтобы прояснить её отношение к Новому Завету. И чтобы категорически отвергнуть мнения, будто бы Новый Завет поддерживает принудительность, законничество, мотивацию выгоды и атмосферу торговли, что так часто характеризует сегодняшние призывы платить десятину. В качестве добровольной системы, десятина предлагает много; но, если кто хочет сделать её христианской, то она непременно должна быть искуплена благодатью. Апеллировать же к тому, что это работает, означает лишь принятие нами прагматических критериев этого мира. В нём многое работает, что не является христианским. Десятина, чтобы ей стать близкой по духу для новозаветного богословия, должна иметь свои корни в благодати и любви Божьей».

 

 

Copyright © 2014 Bible Lessons International